+7 (351) 278-91-70
+7 (951) 430-06-00
Челябинск, ул. Нефтебазовая, д. 1,к3

Водоотвод тротуарный: проектирование и принципы выбора водосточных лотков

Водоотвод - один из самых важных моментов при проектировании и осуществлении работ по мощению и благоустройству. Переувлажнение земляного полотна, а также элементов конструкций дорожных одежд может привести к понижению прочности и даже к их размыву. Для предотвращения подобных ситуаций необходимо создание системы по-верхностного и подземного водоотвода. Поверхностный дренаж заключается в такой планировке участка мощения, при которой предусматриваются необходимые уклоны для стока воды, устройство дренирующих швов, устройство разного рода быстротоков, канав и лотков. Подземный дренаж осуществляется путем организации отвода излишков воды с помощью подземных дренажных труб и канав.

Использование для водосбора и последующего водоотвода специальных водосборных лотков (иногда их называют водоотводными желобами или каналами) практикуется при выполнении работ по мощению тротуарной плиткой довольно часто. Лотки целесообразно располагать по краям участка работ, куда направляется вода в соответствии с запроектированными поперечными уклонами.Их обязательно устанавливают по линиям сбора воды, которые разделяют участки с противоположными уклонами, и нередко у въезда в гаражи для отсекания возможного затекания воды, и у въездных ворот.

Возможно Вас также заинтересует следующее:

Чтобы узнать всю интересующую информацию, обращайтесь по телефону или электронной почте.

Что нужно учитывать при выборе лотков?

Чтобы организовать систему водоотвода, способную эффективно справляться со своими функциями и правильно выбрать водоотводные лотки следует учитывать:

  • Водоотвод тротуарный: проектированиеклиматические характеристики местности: насколько интенсивны осадки, каково среднее количество дождей в пиковые сезоны и т. д.;
  • вид территории, на которой нужно организовать водосбор. Водосточные лотки подбираются в зависимости от типа местности: автомобильная дорога, промышленная территория, пешеходная зона в городе, парк и т. д.;
  • площадь, на которой нужно организовать сбор талых или дождевых вод. От нее зависит количество водоотводных лотков, которые потребуется купить;
  • вид покрытия, на который будет изливаться вода: цемент, гравий, песок, асфальт и т. д., а также угол уклона местности;
  • место, куда будет отводиться вода: поглотительный колодец, ливневая канализация и др.

Различают также несколько классов нагрузки, на которые рассчитаны бетонные лотки: для тротуаров и автомобильных дорог с малой и средней интенсивностью движения, эти же лотки могут применяться на стоянках легкового транспорта; для автомобильных дорог с высокой проходимостью, малых промышленных зон, гаражных комплексов; для автомагистралей, железных дорог, крупных промышленных предприятий; для портов, аэропортов, логистических центров. В бытовом строительстве применяется первый вид бетонных лотков.

Планировка участка

При выполнении вертикального проектирования участка мощения следует рассчитывать поперечные уклоны таким образом, чтобы водоотвод был максимально эффективным. При этом нужно помнить, что водоотводная способность покрытий из тротуарной плитки примерно на 20 % ниже, чем для асфальтобетонных. Причем в данном случае имеются в виду покрытия из гладких тротуарных плит.

Если же в проекте запланированы рельефные тротуарные плиты (например имитирующие поверхность натурального камня), то их водоотводная способность еще на 10-15 % меньше, чем у гладких плиток. Поэтому поперечный уклон тротуарного покрытия из гладкой плитки должен быть не менее 2-2,2 %, а при использовании рельефных плит - 2,5 %. Уклоны проектируются таким образом, чтобы направить воду к водосборным элементам, в качестве которых могут выступать лотки. В конечном же итоге вода должна удаляться с участка мощения через систему люков, находящихся в зоне плиточного мощения, или канав по краям участка.

Максимальные уклоны

Водоотвод тротуарный: проектированиеТам, где проходит много людей, на поворотах, подходах к дверям и ступенькам, уклоны не должны превышать 3-3,5 %. Это необходимо для того, чтобы во время дождей, особенно зимнего гололеда, избежать падений и травм. В тех местах, где люди проходят лишь эпизодически (примыкания к стенам домов, углы площадок и т.п.), уклоны могут достигать 6-7 %, но не более.

Если площадь мощения велика, а количество люков мало либо они находятся далеко друг от друга, то возможно обустройство дренирующих швов. Швы можно устраивать при соблюдении следующих условий: площадь мощения расположена на песчаном грунте (песок, супесь легкая крупная) с коэффициентом фильтрации не менее 0,5 м/сут, возвышение поверхности покрытия над уровнем грунтовых вод - не менее 1,1м.

Дренирующие швы устраиваются между плитками с заполнением Щебнем фракции 2-5 либо 5-10 мм. Ширина такого шва - не более 15 мм, а их количество зависит от расчетного объема воды, который необходимо отвести с поверхности плиточного покрытия. Расположение дренирующих швов не должно нарушать рисунка плиточного мощения.

Продольные уклоны

В случае, если поверхность плиточного мощения дорожки располагается выше уровня грунта, то для водоотвода используется разуклонка в сторону краев дорожки (не менее 2,5 %).

Если покрытие дорожки располагается ниже уровня грунта, то вода может застаиваться на плитке, как в корыте, медленно уходя через швы. Поэтому для эффективного отвода воды в этом случае используются продольные уклоны.Для отвода воды профиль дорожки с покрытием, находящимся ниже уровня грунта, устроен таким образом, чтобы вода стекала в направлении продольных уклонов от линий разуклонки к линиям сбора воды. Продольный уклон в этом случае составляет 2,5-3 %.

Бортовые камни на оси линий сбора имеют между собой зазор в 50 мм, через который вода вытекает за пределы дорожки. Вместо зазора можно сделать фигурный вырез на уровне тротуарной плитки так, чтобы верхние кромки бортовых камней оставались незатронутыми. Для сбора вытекающей с покрытия дорожки воды по обеим ее сторонам устраивают приемные колодцы глубиной 50-60 см и размерами 50x50 см в сечении в песчаных грунтах (песок, супесь крупная, супесь мелкая) и глубиной 70-90 см в суглинках.

Продольные уклоны такого рода должны соблюдаться по всей длине дорожки. При этом приемные колодцы должны располагаться не реже, чем через каждые 10-12 м по обеим ее сторонам.

Учет всех этих аспектов – единственный способ сэкономить время и минимизировать расходы на оплату труда, аренду техники, закупку материалов.

ajaxLoader
Менеджер сайта
Я отвечу на все ваши вопросы